среда, 27 ноября 2013 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ.

Наверное каждая рукодельница создавая игрушку, куклу задумывалась о том как люди оценят её работу. Эти все субьективные мнения (нравится-ненравится), конечно не давали вам обьективного мнения. А я нашла на просторах интернета специальный опросник, отвечая на который вы сможете оценить своё изделие. (далее приведена статья, надеюсь вам будет полезно).

Каждый художник, создающий авторскую куклу, хочет, чтобы зрители оценили его работу. И каково же бывает его разочарование, когда посетители выставки не проявляют к кукле интереса. В последние годы количество кукольников выросло. При этом в ходе недолгого обучения в той или иной школе, преподаватели не успевают привить начинающим художникам понимания целостности образа, раскрыть важность всех мелочей. В итоге, серьезной проблемой для начинающих кукольников оказывается выбор критериев оценки своего творения. За рубежом, где движение авторской куклы имеет не только более длинную историю, но и сформировало уже свои институты, выработаны определенные подходы к оценке. С просьбой рассказать о них мы обратились к известному  (далее читайте по каким критериям оценить свою работу и посмотреть на нее со стороны)....
российскому мастеру авторской куклы Татьяне Баевой, которая является председателем ассоциации художников-кукольников секции художественного проектирования Московского Союза Художников (МСХ) и членом Национального Института Американских Художников-Кукольников (NIADA).

Процесс создания куклы сложен и, как правило, трудоемок. Прежде всего, он должен приносить удовольствие. Нет материалов лучших или худших — главное выбрать тот, который больше подходит для ваших задач и интересов. Нужно почувствовать, что вам больше по душе, но для «понимания» материала всегда требуется время. Выбранный вами материал и техника его использования, а также опыт работы, должны помочь вам выразить свой собственный уникальный мир и сделать вашу куклу востребованной.

Конечно, бывает трудно самому оценить результат своей работы. Сориентироваться помогут заданные себе вопросы:

— Какой характер или настроение я хотел выразить?

— Помогают ли используемые цвета, формы, фактуры и ткани раскрыть этот образ?

Может ли кукла безопасно существовать: устойчиво ли она сидит, хорошо ли закреп­лена на подставке?

— Не виден ли черновой этап работы (внутренние швы, набивочный материал и т.п.)?

В 1993 году я в первый раз посетила конференцию NIADA. Там я представила на суд критики свою работу «Василий», мужичка с папироской и в валенках. Мне выдали оце­ночный лист с оценками по 17 пунктам. Каждый пункт мог быть отмечен как «отлично», «хорошо», «адекватно», «требует улучшения». Данные критерии, мне кажется, остаются актуальными до сих пор. Вот они:

— использование материала;

— роспись;

— анатомия;

— лицо;

— пропорции/масштаб;

— композиция;

— движение (логичная и убедительная пластика персонажа, гармоничное расположение фигуры

в пространстве/композиции);

— концепция костюма;

— использование ткани;

— сочетание фактур/рисунков (узоров);

— использование цвета;

— волосы/парик;

— использование/качество аксессуаров;

— подставка/мебель/постамент;

— пробуждение эмоционального отклика у зрителя (логика в подборе элементов и законченность образа; гармония, привлекающая внимание и заинтересовывающая зрителя);

— уникальность куклы.

Моя кукла получила замечания по качеству лепки кистей рук и по обуви. По мнению экспертов, обувь должна сидеть по ноге, подчеркивая форму ступни, но мне пришлось объяснить, что с валенками это невозможно.

К оценочному листу прилагалась бумага с рекомендациями по созданию куклы и само­стоятельной оценке своей работы. Она была составлена известным скульптором и художником-кукольником Мартой Армстронг Хэнд в 1988 году. Вот ее содержание:

Дизайн (вы можете выбрать подходящий вариант):

— Сделайте предварительные наброски: прорисовка общего вида, деталей или прос­то план работы.

— Составьте план и следуйте ему, а также своим художественным задачам.

— Продумайте образ в воображении.

— Продумайте части, детали, форму, цвета или т. п. для создания вашего художественного произведения.

Композиция:

— Старайтесь свести части вашей работы в единое целое, чтобы создать целостное, гармоничное произведение. Гармоничность означает, что части и детали подобраны пропорционально, взаимно поддерживают друг друга. Похожие или контрастные чувства, идеи, интересы и т.п. работают на выражение поставленной цели.

Форма:

— Абрис, сложение, силуэт. В это понятие так же входит общий объем и структура. Под силуэтом понимается общая композиция, в том числе и взаимодействие всех деталей. Это вся композиция, как бы очерченная общей линией.

Цвет:

— Сочетание выбранных цветов. Сбалансированный переход в рамках одной цветовой гаммы или палитры или контрастные цвета, усиливающие эмоциональное впечатление.

— Тон и насыщенность выбранных цветов.

Фактура:

— Подбор материалов по их фактуре и качествам поверхности (дерево, металл, ткань и т.п.).

— Качество фактуры произведения раскрывает умение художника работать с вы­бранным материалом.

Построение:

— Соединение частей, их аранжировка, качество сборки.

— Взаимосвязь или соотношение частей, как произведения в целом.

— Что-то, соединенное из разных частей, работающих на создание единого образа.

Стиль:

— Манера или характер авторского самовыражения:

Реализм: Изображение людей или вещей такими, какие они есть на самом деле, без идеализации.

Натурализм: в искусстве — достоверная близость к природе.

Стилизация: дизайн (авторская интерпретация), следующий законам и логике стиля, а не природы.

Комикс: упрощение формы, преувеличение каких-то особенностей, привнесение юмористических акцентов для создания определенной истории.

Надеемся, что наша статья поможет вам в вашем творчестве. Успехов в кукольном деле!

Источник: журнал PROКУКЛЫ №1 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...